| |||
Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, поднятый моей волей и мчащийся в никуда по багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке? Чингиз Хан. В предыдущей главе мы говорили о том, что главная и единственная цель человека – это наслаждение, кайф в широком смысле (радость, удовлетворённость, счастье, хорошо). Именно с этих позиций человек оценивает всё происходящие изменения в себе и вокруг себя. Мир для нас – информация, которую мы улавливаем своими Уровнями-фильтрами. То есть мы воспринимаем не всю информацию, а только малую часть, ту, на которую сами настроены. Мы созданы (генами предыдущих поколений, эпохой, образованием, общественными идеалами, телевизионными образами и т.д.) и тем самым ограничены. Есть Я и есть не-Я. Есть Моя Форма: телесные, умственные, духовные Уровни. И эта Форма определяет меня и она же меня ограничивает (как, например, форма стола определяет стол в груде поваленных деревьев и ограничивает от того, чтобы назвать стол стулом). Так вот, задача этой главы состоит в том, чтобы показать, что человек живёт (во всех смыслах) только в своей Форме, никогда не выходит за её пределы и является Эгоистом с большой буквы. «Эго» – с латинского «я». Не больше, не меньше. «Я-изм» звучит как-то не очень пристойно, поэтому все предпочитают произносить «эго-изм». Употребляют этот термин в тех случаях, когда хотят подчеркнуть негатив, человеческую деятельность, направленную на ублажение самого себя, наплевательское отношение к интересам других, когда хотят укорить кого-то. Приведём пример характерного для нас диалога с дремучим туземцем: - Ты эгоист? - Нет. А почему ты спрашиваешь? - Потому что мне кажется, что ты эгоист. - Да нет же. - А что для тебя означает слово «эгоист»? -Ну …. Это человек, который заботится только о себе…плюёт на других. Преследует только свою выгоду в любой ситуации. - И ты думаешь ты не такой? - Нет, не такой. - Ты заботишься о других? - Ну, в общем,… да, стараюсь. - А зачем? - Им хорошо от этого. - А тебе? - И мне тоже хорошо. - А о ком ты заботишься, кому делаешь приятно? - Друзьям, родителям, девушке своей. - Родственникам, коллегам, сослуживцам…. - Да, родственникам, сослуживцам. - В, общем, всем тем, с кем ты связан сильными психологическими узами, кто может отплатить тебе той же монетой. Бедняки Индии тебя, конечно же не интересуют. Пусть дохнут. - ….. ? - А как насчёт детей? Дети у тебя будут? Ты их планируешь? - Ты как-то резко скачешь. Будут. - А для чего тебе дети? - Ну как же. Дети это хорошо, у всех людей должны быть дети. Дети это радость! - Чья радость? - Моя, твоя, если у тебя будут. - А как же дети? Где в твоих причудах, детородных инстинктах, биологических будильниках, заботе о безбедной старости, о пресловутом стакане воды, амбициях иметь умных, красивых, крутых отпрысков интересы самих детей? - Не понял…. - А-а, проехали. Ты лучше скажи, на войну бы ты пошёл, если бы завтра на нас американцы напали, теоретически конечно, пошёл бы? - Пошёл бы. - И убивал бы простых янки ? Таких же как и ты простых работяг, пролетариев, посланных беспощадными буржуями воевать в чужую страну? - На войне не разбираются, кто работяга, а кто нет. - А за деньги бы убил ? Ну честно. За 1000 долларов ? - Нет. - За 1.000.000 ? - За миллион, пожалуй, убил бы. - Знаешь, ты ярчайший эгоист. - Я?!!? - Да. Помнишь, вы выиграли в футбол в финале у **********, ты видел их лица?! - Но выигрывает только один! - И ты, конечно, хочешь, чтобы это был непременно ты? Твоё «я»? - Да. - Ты ярчайший эгоист...
Как мы видим, у людей с самомнением всегда складывается интересная ситуация. Они любят любить только тех, кто отвечает им взаимностью. Они рождают на свет других людей, руководствуясь только своими собственными соображениями. Убивают ради своих «светлых представлений о мироустройстве», своей выгоды (количество нулей обменянных на чью-то жизнь каждый тоже определяет сам), отбирают счастье (победу) у других. Делят всё вокруг на плохое и хорошее по признаку соответствия себе-родному. Для них свой друг, клан, улица, город, страна, нация, цивилизация, планета всегда милее и ближе, чем другие. Что нам другие, когда есть свои ? Но …. «я не эгоист!». Парадокс, да и только. Ведь понятно на уровне рефлексов, что все, ПОГОЛОВНО, преследуют только СВОИ интересы. Даже когда у меня в голове, гипотетически, здоровенным транспарантом висит надпись «ПОЗАБОТЬСЯ О КЛАВЕ», и я действительно всю жизнь забочусь о
Клавдии, о том, чтобы ей было хорошо; это моя голова, моя надпись, мой интерес к
Клавдии, мой кайф заботиться о Клавдии, МОЙ.
Из заявления пресс-службы НАТО после бомбардировки гражданского поезда.
Все эти Высшие Уровни могут бесконечно ветвиться, но объединяет их одно – они несут большое количество позитива, кайфа (хотя и боли от них достаточно, ведь успех ни в чём не гарантирован, а разочарование - сильная штука). Развиты и сформированы они у всех по разному, каждый ставит наверх свои идеалы, у каждого свои представления о красивом, справедливом и т.п. Но работают они так же, как и другие Уровни, часто сталкиваясь между собой (в смысле движение на одних может
мешать движению на других).
Природа рождает нас
одинокими, каких-либо связей между людьми
не существует. Единственное правило
поведения заключается в следующем:
"Я предпочитаю все то, что доставляет
мне удовольствие, и ни во что
не
ставлю
все то, что, вытекая из моего предпочтения,
может
причинить
вред другому. Самое сильное страдание
другого человека всегда значит для меня
меньше, чем мое удовольствие. Неважно, если
я вынужден покупать самое жалкое
удовольствие ценой невероятных
преступлений, ибо удовольствие тешит
меня, оно во мне, тогда как последствия
преступления меня не касаются,
ведь они - вне меня".
Всё начинается в Я, в виде мечты, стремлений, идеалов, желаний, потребностей. Потом мы видим процесс достижения цели, запущенный нами или кем-то со стороны, через свои зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, абстрактное мышление, память. А потом происходит оценка явления, путём изменения состояния на всевозможных наших Уровнях. И, на основе опыта (положительного или отрицательного; а чаще и того, и другого, но в разной степени) формируются общие выводы. Мы имеем многомерную Форму всех Уровней (не трёхмерную !), которое называется Я. Совершаем действие по Я-эталону, видим результат по Я-каналам и оцениваем обратную связь по Я-ощущениям. ТО ЕСТЬ ИЗ СВОЕГО Я НЕ ВЫБИРАЕМСЯ НИКОГДА!
Логическое доказательство: если кто-то
выбирается из вашего Я, то он автоматически
перестаёт быть вами. Значит, из Я вам никуда
не деться.
воспринимаются муравьями химические лучи. Кого это огорчает, тому уже ничем нельзя помочь. Фридрих Энгельс. Что из этого всего следует ? А то, что когда мы смотрим на мир, мы поневоле, по своей природе ищем СВОИ черты. То есть мы ищем САМОГО СЕБЯ в мире, СВОИ ЦЕЛИ. Нам не понять чужую сущность, мы просто ищем во всём островки своего ЭГО, возможность выиграть для себя чуть больше кайфа. Потому что понятие «Я» – шире понятия один человек, штука людей. Я – это желание, интерес, любовь, хотение, жажда к чему-то. Я может быть коллективным синтезом. Чем больше чего-то хочется-любится, тем больше в этом нашего Я. Я как стремление, как вектор к точке максимума удовольствия. Когда людям хорошо вместе, это значит они уже не два индивида, а частично одно целое; два человека в одном Я. Я - ЭТО НЕ ШТУКА ЛЮДЕЙ. Но следует помнить, что кроме общей части, которую понимать не нужно (у тебя она уже есть), у каждого из них есть собственная часть, в которую другому никогда не попасть. Частичное МультиЭГО. Почему частичное ? Потому что ВСЁ в двух людях одинаковым быть просто не может, тогда это будет один человек в двух копиях. Да и необходимости в том нет. В любой системе должны быть разнокачественные элементы, чтобы обеспечить разнообразное восприятие информации извне и , соответственно, породить разнообразные способы оценки реальности, обеспечивая движение. Потому как жизнь в движении и состоит. «Скорбящий» по поводу смерти кого бы то ни было, я гораздо более жалею себя, чем умершего. Мои восприятия, им заполненные – часть моего существования. Поэтому в смерти его я вижу утрату собственную. Венедикт Ерофеев "Записки психопата".
Любовь к самому себе - единственный роман, длящийся пожизненно. О.Уайльд.
| |||